На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

info-tses

239 подписчиков

Спасибо, что дядя Ваня — не тетя

В Театре-студии Всеволода Шиловского отмечают маленький юбилей — исполнилось пять лет спектаклю «Дядя Ваня». Пять лет аншлагов и благодарных отзывов! В чем же секрет?..

На первый взгляд, секрет, конечно, в том, что это Чехов. Но понятно, что даже гениальную пьесу можно испортить дурным сценическим воплощением.

И зритель не захочет это смотреть. Тем более что у него — у зрителя — всегда есть выбор. Например, в Москве аж в семи театрах показывают «Дядю Ваню». И постановка Театра-студии Шиловского выдерживает такую конкуренцию. Хотя в ней нет того, что принято считать двигателем коммерческого успеха, — скандала. Сколько режиссеров запускали в работу этот двигатель, перекраивая классику так, чтобы привлечь внимание публики! Например, перенести действие в современность. Или выпускать на сцену полуголых актеров. Отдать мужские роли женщинам, а женские — мужчинам…

Пять лет назад, когда состоялась премьера «Дяди Вани» Шиловского, такие спекуляции назывались «новаторским прочтением» и были в ходу. Да и сейчас такое делают. С оглядкой на изменившиеся и более строгие вкусы публики, но все же…

К счастью, Всеволод Николаевич не сторонник «новаторских прочтений». Наоборот. Он стоит на страже проверенных временем театральных традиций. И сам говорит, что создал свой театр «по образу и подобию МХАТа, в котором когда-то служил». Может быть, именно это и приводит в восторг зрителя, которому разного рода эксперименты уже надоели и только раздражают. А у Шиловского все мизансцены выстроены в классическом ключе. И действие происходит в акварельном антураже: винтажный буфет, самовар на столе под кружевной скатертью, варенье в розетках, кресло-качалка… Нет акцентных декораций и разных спецэффектов. Внешнее не отвлекает от содержания. Все сосредоточено на игре актеров. А играют они так, что потом на поклонах зал купает их в долгих овациях.

Как сказано в одной из рецензий, «нерв постановки чувствуется так явственно, что слезы в глазах героев спектакля, включая мужчин, видны даже на последнем ряду». Слезы в глазах героев! Вот в чем вся соль. Актеры сами максимально проживают то, что прописано Чеховым. И проводят через эти переживания зрителей. Для этого не надо, чтобы дядя Ваня выходил на сцену в образе тети. Или чтобы главные герои обнажали попы. Они обнажают души! И этого достаточно, чтобы спектакль, отметив пятилетие со дня премьеры, оставался в репертуаре благодаря востребованности еще многие годы.

 

Ссылка на первоисточник
наверх