Сценарист Александр Бородянский — классик советского кино. Из-под его пера вышли «Афоня», «Мы из джаза», «Курьер»… А в этом году исполняется 35 лет советско-польской комедии «Дежа вю», которая на переломе эпох стала настоящим хитом.

— Александр Эммануилович, как появилась идея этой картины?
— Дело в том, что польский режиссер Юлиуш Махульский, который снял знаменитые фильмы «Ва-банк» и «Сексмиссия», влюбился в русскую манекенщицу Лизу Вергасову.
Ради любви он и затеял всю эту историю, чтобы как можно чаще приезжать в СССР.Махульскому нравился фильм «Афоня» по моему сценарию, он попросил, чтобы меня с ним познакомили. И предложил написать современную историю о том, как гангстер приезжает из Нью-Йорка в Советский Союз убить другого гангстера. Я ему говорю: «Юлиуш, такая история в наши дни не проскочит. Это будет неправда, у нас нет гангстеров. Давай сделаем 20-е годы». И он согласился. А комедийная ситуация строилась на огромной разнице между американским и советским строями. Скажем, поселиться в гостиничном номере одному нельзя. Для американцев это бред, в мире нигде так не селят, а у нас селили, для нас это реальность. «Вы что, хотите жить один в двухместном номере?» — с возмущением спрашивал героя администратор.
— Вы долго писали сценарий?
— Мы с Махульским долго его обсуждали: я ездил к нему в Польшу, он приезжал к нам. То есть надо было писать, а я все не садился… А написал быстро, за восемь дней. Отправил рукопись поездом в Одессу, решили, что там будем снимать кино. Это было логично: там есть порт, туда приходит корабль с нашим гангстером. И сценарий Махульский принял сразу в первом варианте. Потом во время съемок были лишь некоторые импровизации.
— Сцена в столовой — «тефтели — с рисом, котлеты — с картошкой, менять нельзя» — это импровизация или вы придумали?
— Я придумал эту сцену. Но до нее была одна реальная смешная ситуация. Мы с Махульским зашли в бар. Было жарко, лето. В баре он купил банку с водой — тогда только появились напитки в жестяных банках. Взял ее и пошел. А швейцар его остановил и говорит: «На вынос воду нельзя». Юлиуш стал с ним спорить: что такое, почему? «Это же моя вода, я за нее деньги заплатил». Я ему говорю: «Юлик, ну правила такие, ничего не поделаешь». А потом думаю: «Я же идиот! Какие правила?» Во всем мире нельзя приносить в заведение свои напитки. А тут уносить нельзя. Ведь это действительно бред!
— Какие остались впечатления от общения с Ежи Штуром? Сейчас пишут: мол, ему не нравилось в нашей стране…
— Ежи Штур — замечательный актер. И ему все нравилось в нашей стране. Его раздражало только то, что жена режиссера лезла не в свое дело. Вергасова играла небольшую роль. Но вмешивалась в процесс до такой степени, что Ежи Штур и оператор-поляк Януш Гауэр поставили Махульскому ультиматум, что ее не должно быть на съемочной площадке. Дошло до того, что Махульский и Вергасова уехали в Москву, и вместо него сцены снимал оператор. А Штур получил инфаркт из-за этого.
— После съемок вы поддерживали связь с Махульским?
— Да, конечно… Кстати, Лиза Вергасова потом развелась с Махульским, вышла замуж за француза и укатила в Париж. Как-то она приезжала в Москву, просила, чтобы я написал сценарий для ее француза. Мы даже встречались потом в Париже, она меня представила своему мужу, и мы планировали сотрудничать… А с Юлиушем Махульским мы много лет общались, он меня постоянно звал в гости. В крайний раз в Польше «Мосфильм» проводил конкурс сценариев о войне, и я был в жюри. Приехал в Польшу, позвонил ему, а он как раз уехал из Варшавы. Так мы и не встретились…
Свежие комментарии