На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

info-tses

239 подписчиков

«Внеплановая таблетка»: тайна гибели серого кардинала СССР Михаила Суслова

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости, Вадим Минеев. Смерть Михаила Суслова, второго человека в партии, которого еще называли «серым кардиналом» советского режима, даже для многих его коллег стала полной неожиданностью. Тем более что накануне он успешно прошёл плановую диспансеризацию на лучшем оборудовании в СССР и под наблюдением лучших столичных врачей.

И вдруг внезапный инсульт, и смерть. Естественно, в народе поползли слухи о том, что «серому кардиналу» помогли уйти из жизни. Поводы так рассуждать действительно были.

Политический долгожитель

Родился главный идеолог Советского Союза в бедной крестьянской семье, уже в 1918 году вступил в ряды сельского Комитета бедноты, в феврале 1920 года — в комсомол, а в 1921 году — в ряды РКП(б).

Несмотря на то, что пик карьеры Михаила Суслова пришёлся на времена Брежнева, влиятельным партийным деятелем он был уже при Сталине и Хрущёве.

В число сильных политических фигур Суслов попал ещё при Сталине. И остался одним из немногих политиков, кто благополучно миновал несколько эпох, не попадал в опалу, сохраняя и наращивая власть на протяжении всех последующих лет.

В октябре 1952 года Сталин одновременно ввёл в состав Президиума ЦК сразу 16 новых членов. Одним из новичков стал Михаил Суслов.

Сразу после смерти Сталина Суслов на короткое время лишился части влияния. Вместе с 14 другими новичками его вывели из состава президиума.

Однако вскоре к Суслову пришли и попросили вернуться, в начавшейся партийной борьбе он поддержал Хрущёва, и взамен его вернули в состав президиума, и больше Суслов уже не покидал президиум-политбюро до самой смерти.

Давайте скинемся Суслову на пальто, предложил Брежнев

В брежневскую эпоху Суслов фактически становится человеком номер два в стране после генерального секретаря. Брежнев быстро разогнал всех, кто достался ему в наследство, и расставил на все посты своих доверенных людей, знакомых по совместной работе в Днепропетровске и Молдавии. И тут исключением стали два человека: Суслов и Косыгин.

Причем Суслова Брежнев ценил, главный идеолог действительно прекрасно знал все труды Маркса и Ленина и имел специальную картотеку ленинских цитат на все случаи жизни.

Надо отдать должное, Суслов действительно был убежденным коммунистом, свято верившим в правильность выбранного пути и порицавшим любые отклонения от курса партии.

Он слыл аскетом, живя в государственной квартире, и пользовался исключительно государственной мебелью. Бутербродам с красной икрой он предпочитал картофельное пюре с рядовыми сосисками.

А над пальто, которое «серый кардинал» Советского Союза носил почти тридцать лет не снимая, однажды пошутил Брежнев прямо посреди очередного заседания, предложив коллегам скинуться Мише на новое пальто.

Противостояние с Андроповым

Одной из самых закрытых и загадочных тем в жизни Суслова остается его противостояние со вторым представителем высшего советского руководства Юрием Андроповым.

Противостояние этих политических тяжеловесов началось в 50–60-х годах. Именно в тот период Андропов вышел на первые партийные роли, что весьма обеспокоило выдвинутого в аппарат ЦК еще Сталиным Михаила Андреевича.

Андропов на заре 60-х инициировал ряд двусмысленных инноваций в отделе по связям с соцстранами. Что очень не понравилось консервативному Суслову.

Да и само перемещение Юрия Андропова из ЦК в КГБ в 1967 году произошло вне ведома и без всякого одобрения Суслова.

В начале восьмидесятых с ухудшением здоровья Брежнева подковерная борьба обостряется. Суслов, «серый кардинал» и главный идеолог партии, Суслов представлял особую опасность для стремившегося к власти.

Незадолго до своей смерти Суслов встречался с зампредседателем КГБ Семеном Кузьмичем Цвигуном, обсуждая громкое «бриллиантовое дело», замешанной в котором оказалась сама Галина Брежнева, дочь генсека.

Внеплановая таблетка и «Реанимобиль», который не пустили в больницу

В январе 1982 года Суслов по настоянию академика Евгения Чазова ложится в больницу на обследование, хотя, по воспоминаниям и помощника, и дочери, он в этом явно не нуждался.

Но Чазову удалось настоять на своем, как затем вспоминал зять Суслова Леонид Сумароков. Обследование, занявшее несколько дней, прошло на «прекрасно», о чем сообщили пациенту и его семье. Суслов уже готовился выйти на работу на следующий день, 22 января.

После ужина, который прошел с дочерью, в больничных палатах Михаилу Андреевичу принесли внеплановую таблетку, которую он без раздумий принял, и уже ближе к ночи ему резко стало плохо.

А когда реанимационная бригада приехала в ЦКБ, ее не пустили, когда она приехала во второй раз, ее пустили, но почему-то направили в палату, где в этот момент находился член Политбюро, министр обороны Дмитрий Устинов.

В результате потеряли много драгоценного времени. Была ли это халатность или кто-то умышленно порождал обстановку хаоса?

Суслов потерял сознание и больше в себя не приходил до самой смерти 25 января. Практически одновременно с Сусловым 19 января 1982 года покончил жизнь самоубийством Семён Цвигун.

А затем со смертью Брежнева заканчивается целая эпоха жизни Советского Союза, постепенно начиная времена перемен.

 

Ссылка на первоисточник
наверх