

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Виктор Жданов, Михаил Катков. Запад на пороге потрясений. Проблемы и кризисы породили в Великобритании силу, с которой невозможно не считаться. Традиционная политическая система уходит в прошлое, открывая путь тем, кого еще вчера не воспринимали всерьез. О новом враге британского правительства — в материале РИА Новости.
Вот это поворот
Reform UK, она же Партия реформ или просто «Реформа», в последнее время не сходит со страниц британских таблоидов. Причина — неожиданный триумф на местных выборах: 677 мест в муниципальных советах, причем в десяти из них абсолютное большинство. Всего на этом уровне реформисты увеличили свое присутствие на 96%.

В основном места были получены за счет потерпевшей сокрушительное поражение Консервативной партии и столь же плохо выступивших лейбористов. Система, опиравшаяся на конкуренцию этих политических сил, теперь под угрозой, ведь нынешнее правительство уже не видит в тори главную оппозицию.
«Я искренне считаю, что «Реформа» сейчас — основная оппозиционная партия в стране. И в британской политике происходит сдвиг вправо, которого мы не видели примерно столетие с тех пор, как лейбористы потеснили либералов», — заявил министр здравоохранения Британии Уэс Стритинг.
Сами реформисты не скрывают, что уже готовятся к следующим парламентским выборам и намереваются собрать собственное правительство. Общественные настроения им благоволят, показывают соцопросы YouGov. Если бы выборы в палату общин состоялись сегодня, то протестная по своему духу Reform UK получила бы 309 мандатов и ей бы не хватило всего 16 мест для абсолютного большинства.
Лейбористы могли бы рассчитывать на 137. Консерваторы — всего на 27.Притом что сейчас в нижней палате парламента у партии всего пять депутатов.

Особая позиция
Reform UK основана в 2018-м как «партия Brexit». У истоков стоял Найджел Фарадж, который сейчас ее и возглавляет. Политик известен евроскептицизмом и критическим отношением к приему мигрантов, особенно с Ближнего Востока и из Восточной Европы. Отличает его и склонность к эпатажу.
Например, в 2008-м, будучи депутатом Европарламента, Фарадж был единственным в зале, кто не встал во время оваций принцу Чарльзу (ныне король Карл III), призвавшему к борьбе с изменением климата. Советников будущего монарха он назвал глупцами.

В то же время у политика хорошие отношения с президентом США Дональдом Трампом — в британской прессе их называют не иначе как дружескими. А вот насчет Владимира Путина мнение у Фараджа противоречивое: по его словам, симпатий к российскому лидеру у него нет, но он восхищается им как политическим деятелем. При этом в конфликте на Украине глава британских правых винит Запад.
«Для меня было очевидно, что постоянное расширение НАТО и ЕС на восток давало <> повод для российского народа, чтобы сказать, что «они снова нападают на нас». <> Мы спровоцировали эту войну», — подчеркнул Фарадж.
К слову, партия объявила, что запретит вывешивать на подконтрольных ей зданиях любые иностранные флаги, в том числе украинские.

В поисках надежды
«Британия сломлена не только в том смысле, что ее инфраструктура не справляется, но и на более глубоком уровне из-за многих лет пустых обещаний» — так Фарадж прокомментировал условия, обеспечившие его успех.
Туманный Альбион неумолимо движется к банкротству, пишет The Telegraph. Расходы растут, а бюджет пополнять нечем. Попытки кабинета Кира Стармера стабилизировать ситуацию успехом не увенчались. По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, Британия в этом году станет самой слабой экономикой в G7.

Ситуацию усложняет миграция, из-за которой, по словам Стармера, общественные службы перегружены, а стоимость жилья растет. The Times отмечает, что число живущих на пособия иностранцев превысила 1,2 миллиона человек. В 2024-м на них потратили почти 4,7 миллиарда долларов. В том же году королевство заняло первое место в Европе по количеству нелегальных мигрантов.
Партия реформ предлагает радикальные решения. Например, Фарадж обещает после прихода к власти учредить должность министра по депортациям и всех нелегалов отправлять на лодках обратно на Европейский континент. В партийном манифесте британцам предлагают значительное сокращение налогов при одновременных расходах в 190 миллиардов долларов на государственные преобразования.
Среди прочего в планах партии — ликвидация палаты лордов, отмена пособий для работоспособных, недопущение подчинения британской армии структурам ЕС и отказ от цели достичь нулевого выброса углекислого газа.

Время покажет
Глава Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева напоминает, что парламентские выборы состоятся только в 2029-м, поэтому еще рано делать выводы о том, как сложится политическая карьера Фараджа.
«Местные органы власти могут решать локальные вопросы, связанные с дорогами, здравоохранением, образованием, но на стратегическом уровне они ничего не решают. Когда речь зайдет о внешней политике, обеспечении национальной безопасности и экономике, британцы, возможно, передумают голосовать за партию, у которой толком нет программы», — считает Ананьева.
Вместе с тем, по словам эксперта, традиционные партии, скорее всего, попытаются перенять риторику Фараджа в отношении отказа от декарбонизации и борьбы с мигрантами, чтобы размыть его электорат.

Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин указывает, что в Великобритании парламентские выборы проходят по мажоритарной системе. Это дополнительно осложнит Партии реформ задачу победить в 2029-м.
«Фарадж известен всей стране, и у него довольно высокая личная популярность. Однако его соратников многие не знают, а их программа сама по себе вряд ли кого-то привлечет. Поэтому в целом у партии может быть высокий рейтинг из-за ее лидера, но на мажоритарных выборах она покажет низкий результат», — говорит Топорнин.
Также эксперт отмечает, что вторым слабым местом Партии реформ остается ее программа. В частности, организация предлагает сократить налоги и увеличить расходы на социальные проекты. При этом никто не может объяснить, откуда партия возьмет деньги на реализацию своих идей.
Свежие комментарии