«Носороги» – премьера в театре «У Никитских ворот». Марк Розовский 20 лет назад обращался к пьесе Эжена Ионеско. Однако, новая постановка не повторяет предыдущую, однако вопрос, поставленный автором и режиссером, остался тем же.
![](https://r4.mt.ru/r1/photoA5E5/20410672631-0/jpg/bp.jpeg)
Вслед за автором, режиссер анализирует природу человека, пытается понять, как плохие и вредные идеи влияют на общество и помогают манипулировать массовым сознанием.
Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, постановщик обращается к музыке Жана-Мишеля Жарра. «Носорог» в пьесе Ионеско — это очень сильный символ, воплощающий превращение личности в бездушную машину, лишенную собственных качеств. Задача актеров, занятых в спектакле — убедительно показать на сцене трансформацию своих героев.
Исполнительница главной роли в спектакле «Носороги» Ксения Некрасова призналась, что у нее такой персонаж, у которого страшный переход от человека к носорогу. Потому что это светлая душа, любящая, которая в людях видит свет. Этот слом ей было сложнее всего сыграть.
Режиссер-постановщик, народный артист России Марк Розовский напомнил в интервью журналистам, что это пьеса-притча, и она имеет какую-то метафорическую форму. И подлежит интеллектуальному разгадываю ее смыслов. Эти смыслы очень серьезны и глубоки. Внешне же эта такая стихия игры, превращения человека в животное».
Сначала носорогом становится один человек. И это факт вызывает у остальных жителей города шок. Но по мере развития сюжета превращения начинают затрагивать всё больше людей, и они перестают удивляться. На сцене наглядно и зримо показано, как концепция оносороживания проходит все стадии принятия – от радикальной до приемлемой, а затем «разумной».
Однако, упорный главный герой постановки считает происходящее дикостью и пытается остаться человеком. Исполнитель роли Беранже размышляет о противоречиях, заложенных в характере этого персонажа автором пьесы.
— Вот, казалось бы, мой персонаж простак, пьяница, и вдруг такая сила! Этим он как раз берет зрителя, – рассказывает заслуженный артист России Юрий Голубцов.
Пусть Беранже не прагматичный и не хозяйственный, при этом у него живой ум. Это свойство и помогает герою не потерять человеческое лицо.
Стоит напомнить, что впервые спектакль о носорогах поставили в парижском театре «Одеон» в 1960 году. А замысел пьесы начал созревать у Ионеско еще в юности, во время учебы в Бухаресте, когда многие его знакомые присоединились к фашистскому движению «Железная гвардия» в Румынии. Через много лет современники Ионеско трактовали пьесу как антифашистскую, хотя сам автор утверждал, что его замысел не ограничивался этой задачей.
— Сейчас в мире не хватает таких борцов. И я надеюсь, что, посмотрев этот спектакль, каждый в себе откроет этого борца, внутри, и подумает: нет, я не хочу быть как все, я хочу стать лучше, чем я есть! – рассказал актриса Николина Калиберда.
Одним из острых вопросов, с которым в театре столкнулись во время постановки «Носорогов», стал вопрос детализации образов. Не случайно, оносороживание они передают в основном пластикой.
Сам Марк Розовский убежденно говорит: куда бы ни был направлен прогресс, привычку отдельного человека следовать за толпой трудно искоренить до конца. Не все зрители и актеры театра однозначно восприняли постановку. После премьеры раздавались критические голоса: мол спектакль получился упрощенным, нет в нем глубины, присущей постановке Розовского 20-летней давности, и сатира, сарказм какие-то беззубые. Тот, прежний спектакль был острее. Ну что тут скажешь. Розовский прекрасно понимает, в какое время мы живем. Но показатель интереса к спектаклю — полный зал театра.
Свежие комментарии