В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф». Режиссер – Максим Меламедов, в роли Дон Жуана – Антон Хабаров.

Премьеру посетили представители министерств и ведомств, художественные руководители и директора театров, режиссеры, продюсеры, телеведущие и известные актеры театра и кино.
Между прочим, одна из самых популярных пьес мирового театрального репертуара, комедия Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан», впервые воплощена на сцене Губернского театра.
Отвечая на вопрос о причинах выбора этой пьесы для репертуара, художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил: «Губернский театр зарождался как театр, в основе которого лежит отечественная и мировая классика. Вечные ценности, вечные вопросы, которые волнуют человечество, великолепная драматургия и мощные герои, — об этом мечтает любой худрук, режиссер, актер. В нашей афише есть Пушкин, Чехов, Островский, Шекспир, Лопе де Вега, Стивенсон, а теперь появится и Мольер.
«Дон Жуан» станет нашей первой постановкой этого автора. Я рад за наших актеров, которые получили возможность поработать с прекрасным текстом мольеровской комедии под руководством молодого, талантливого режиссера. Я очень люблю такую режиссуру, когда комедия превращается в исповедальное творчество, когда это разговор о душе. И в этом спектакле мы не только радуем зрителя, смешим, хулиганим, но и заставляем задуматься о вечных вопросах».
В мировой литературе, народных легендах, рыцарских балладах, музыке, кажется, нет образа более известного, бередящего фантазию художников, чем Дон Жуан. Удивительно, что изначально жестокий, безнравственный искатель приключений, насильник и убийца, Дон Жуан с течением времени становится в искусстве все более обаятельным и популярным обольстителем и философом. В чем же истинная тайна этого персонажа, которому удалось пройти сквозь века, по-прежнему вдохновляя художников на создание все новых и новых вариаций мифа о коварном обольстителе Дон Жуане, бросившем вызов общественной морали и небесам?
Режиссер Максим Меламедов предлагает увидеть неоднозначный, сложный образ Дон Жуана в вечном конфликте добра и зла, в смертельно опасной игре обольщений, в споре двух героев — Дон Жуана и Сганареля.
Знаменитая комедия Мольера в версии Московского Губернского театра стала притчей о поиске утраченной веры – в небеса, в любовь, в человека. Сценограф Филипп Шейн создал на сцене многоуровневое пространство, центром которой стала полуразрушенная колокольня церкви – символ веры, которую рано или поздно предстоит восстановить, обрести заново. Но удастся ли это Дон Жуану?
Максим Меламедов, режиссер: «На мой взгляд, именно Мольер развил кочующий уже не одно столетие архетип Дон Жуана. Создал образ сложного, неоднозначного Дон Жуана. Герой — не просто обольститель женщин, циник и обаятельный ловец умов. Он в первую очередь человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта. Но рядом с ним — преданный Сганарель, голос совести, спасающий, но не спасший. Мне кажется, что это главная тема, о которой сегодня хочется поговорить и поспорить без морализаторства — о прелести зла, о слабости добродетели, о нас, чья вера в Бога, в искусство, в человека, в любовь все время подвергается сомнениям и утратам».
Антон Хабаров, исполнитель роли Дон Жуана, признался журналистам, что «получить такую роль, как Дон Жуан, – это подарок для артиста», и работа над персонажем длилась почти год. «Репетиции длились два месяца, но мы с режиссером Максимом Меламедовым начали готовиться к работе за год до начала репетиций, переписывались, это дало нам возможность заранее отсечь лишнее в трактовке моего персонажа и произведения, — раскрыл тайны «театральной кухни» Хабаров.
— Максим очень талантливый режиссер, и работать в его рисунке — большое счастье. Здесь есть и мольеровский фарс, и трагедия в финале. Мой Дон Жуан – это обреченный на безверие человек, который сам страдает от этого. В своем тщеславии он доходит до мысли о том, что поскольку нет справедливости, миром правят деньги, нет ни бога, ни черта, то нет и наказания ни за что. В его трагическая ошибка. А его слуга и друг Сганарель, уверен, что существуют Небеса, есть душа, есть честь, совесть, что можно просто бескорыстно помогать людям. Наш спектакль – это притча про двух друзей, но в каждом из нас есть и Дон Жуан, и Сганарель, которые находятся в постоянном споре друг с другом».
Надо сказать, что не все зрители и критики однозначно восприняли происходящее на сцене. Вот лишь один такой пассаж из статьи в интернете театрального блогера:
— Длительность сцен даже с проходными персонажами к действию имеющими мало отношения или совсем не имеющие, уходят в бесконечность. Равно и то какое значительное время действия без особых на то поводов Антон Хабаров бегает по сцене в семейных трусах или демонстрирует голый торс. При этом Сганарель (Михаил Шилов) в полностью одетом виде, влегкую переигрывает премьера, становясь главным героем. Но поклонницы Антона Хабарова будут довольны, полуобнаженки Казановы — Дон Жуана в ассортименте.
Мы, конечно, с таким ехидным сарказмом согласится не можем. Критик-блогер воспринял все слишком прямолинейно. Но, если вспомнить русскую пословицу «На каждый роток, не накинешь платок», все становится на свои места. Хотя бы в восприятии театральных изысков свобода слова может превалировать…
Следующие премьерные показы состоятся 2, 3 апреля
Свежие комментарии